Просмотр информации о документе
Название:
Економічний зміст корупції: інституційний підхід
Коллекция:
Автореферати » Кандидатські
Авторы:
Кафедра:
Издатель:
ТОВ «Цифрова типографія»
Год публикации:
ISBN/ISSN:
Вид документа:
автореферат
Язык документа:
українська
Добавлен в архив:
07.07.2013
Сводная информация по документу:
Економічний зміст корупції: інституційний підхід [Текст] / Абрамов Ф.В. // Автореферати : Кандидатські - ТОВ «Цифрова типографія», 2010.
Постоянная ссылка:
Аннотация:

В дисертаційній роботі проведене дослідження актуальної проблеми визначення економічних мотивів, якими керується клієнт під час укладання корупційної угоди та причин, через які відбувається зростання рівня корумпованості в країнах з економікою перехідного типу. Проведений аналіз мотивів клієнта до укладання корупційної угоди показав, що у випадках бюрократичної та кримінальної корупції клієнт під час укладання корупційної угоди керується різними економічними мотивами. У випадку бюрократичної корупції мотив клієнта полягає в спрощенні проходження бюрократичних процедур. У випадку ж кримінальної корупції мотив клієнта - уникнути санкцій за незаконну діяльність. Виділено інституціональні чинники виникнення та поширення корупції. Показана неефективність таких антикорупційних заходів, як: репресивні заходи, заходи, спрямовані на підвищення мотивації чиновника до сумлінного виконання службових обов'язків та заходи, що спрямовані на підвищення морального обліку чиновника. Розроблено та запропоновано систему комплексної антикорупційної політики, заходи якої спрямовані на підвищення ефективності чинних формальних правил та ефективності їх реалізації для усунення економічної мотивації клієнта до укладання корупційної угоди.

В диссертационной работе исследована актуальная проблема выявления экономических мотивов, которыми руководствуется клиент при заключении коррупционного соглашения и причины, по которым наблюдается повышение уровня коррумпированности в странах с экономикой переходного типа. Показано, что отдельное коррупционное действие может рассматриваться как коррупционное соглашение между клиентом и чиновником предлагающим коррупционные услуги. Для измерения уровня коррумпированности предложены трансакционный индекс коррумпированности и взвешенный индекс коррумпированности, позволяющие, соответственно, определить долю трансакций совершенных при содействии коррупционного соглашения и долю ресурсов вовлеченных в трансакции совершаемые при содействии коррупционного соглашения. В соответствии со степенью легальности основной деятельности клиента, выделены два типа коррупции: бюрократическая коррупция и криминальная коррупция. Проведен анализ мотивов клиента к заключению коррупционного соглашения с коррумпированным чиновником. Определено, что в случае бюрократической коррупции клиент преследует цель, разрешенную законодательством, но связанную с прохождением бюрократических процедур, наличие которых обусловлено действующими формальными правилами. Поскольку прохождение необходимых бюрократических процедур связано с ненулевыми издержками, клиент заключает с чиновником коррупционное соглашение для упрощения прохождения бюрократических процедур. В случае криминальной коррупции клиент преследует цель, запрещенную законодательством. Соответственно, в данном случае клиент заключает с чиновником коррупционное соглашение для избежания санкций за ведение им запрещенной деятельности. Выделены институциональные факторы возникновения и распространения бюрократической коррупции: несоответствие формальных правил этическим нормам общества, вмешательство государства в функционирование ценового механизма, неэффективность формальных правил и их неэффективная реализация. Показано, что непосредственной причиной повышения уровня коррумпированности стран с экономикой переходного типа является неэффективность формальных правил переходных институциональных рамок. Исследована структура общих трансакционных издержек клиента. Определена, неоднородность общих трансакционных издержек клиента и предложена классификация групп трансакционных издержек по их функциональному назначению. Проведен анализ иерархической структуры адинистративной системы государства, на основе которого выделено два уровня иерархической структуры административной системы: внутреннюю иерархическую структуру, представляющую собой иерархическую структуру отдельного учреждения, и внешнюю иерархическую структуру, отражающую взаимодействие между отдельными учреждениям. Наличие у административной системы государства сложной иерархической структуры является причиной отсутствия у чиновника монополии в решении вопросов, находящихся в его непосредственной компетенции. Проведен анализ рынка коррупционных услуг, на основе которого определено, что как спрос на коррупционные услуги со стороны клиентов, так и предложение коррупционных услуг чиновниками обусловлены институциональными факторами. Спрос на коррупционные услуги со стороны клиента обусловлен, с одной стороны, наличием институциональных факторов возникновения и распространения коррупции, с другой стороны - наличием факторов упрощения заключения коррупционного соглашения. Предложение коррупционных услуг со стороны коррумпированного чиновника обусловлено действием двух факторов: степенью прозрачности формальных правил и размерами дискреционных полномочий чиновника. Показана неэффективность таких антикоррупционных мер, как: репрессивные меры, меры, направленные на повышение мотивации чиновника к добросовестному выполнению служебных обязанностей, и меры, направленные на повышение морального облика чиновника. Разработана и предложена система комплексной антикоррупционной политики, нацеленной на устранение непосредственной причины возникновения и распространения коррупции - экономических мотивов клиента к заключению коррупционного соглашения с чиновником. Комплексная антикоррупционная политика включает в себя как меры, направленные на повышение эффективности действующих формальных правил, так и меры по повышению эффективности реализации формальных правил. Реализация комплексной антикоррупционной политики предполагает не только проведение контроля эффективности законопроектов на стадиях разработки и голосования, но и мониторинг эффективности уже действующих формальных правил.

In this paper the impact of institutions on clients’ willingness to pay bribes has been analysed. The anti-corruption policy based on institutional reforms has been given. The matter of bureaucratic corruption and economic reasons of clients and officials was considered. The methodology of measuring the level of corruption was given. The impact of bureaucratic corruption on structure of clients’ transaction costs has been analysed. It was shown, that main cause of bureaucratic corruption is the high rate of the transaction costs of bureaucratic routines. In this paper the inefficiency of repressive anti-corruption policy in case of the bureaucratic corruption is shown. The analyses of the empirical data support that anti-corruption policy have to base on institutional reforms and lowering the rate of the transaction costs of bureaucratic routines.


© 2020 — Разработано лабораторией информационно-поисковых систем НТУ "ХПИ"